«Л.С. Выготский и современное детство»
В 2016 году отмечается 120-летие со дня рождения Л.С.Выготского, всемирно известного советского психолога, внесшего огромный вклад в психологию, педагогику и дефектологию. В связи с юбилеем планируется проведение симпозиума «Л.С.Выготский и современное детство», организованного Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Институтом Образования НИУ ВШЭ. Мероприятие направлено на обсуждение вклада культурно-исторической концепции в мировую науку и осмысление ее основных понятий с позиций современных психологических и междисциплинарных исследований. В задачи симпозиума входят создание пространства для диалога внутри российского и международного психолого-педагогического сообщества, актуализация теоретико-методологических оснований проводимых исследований, обсуждение основных достижений в развитии культурно-исторической теории в 21 веке. Основными целями симпозиума являются: анализ и обсуждение представлений о ребенке, детстве и взрослении, характерных для первой половины 20 века и начала 21 века; рефлексия использования понятий культурно-исторической теории в современных исследованиях детства и взросления, основные достижения по развитию данной теории; переосмысление содержания основных понятий/метафор культурно-исторической теории в контексте особенностей современного общества.
Тезисы и заявки на участие принимаются до 30 сентября 2016 г. в рамках следующих 6 направлений работы симпозиума:
1. История детства: изменение представлений о благополучном детстве и корректном педагогическом, психологическом, социальном, юридическом сопровождении развитии ребенка на уровне функционирования государства и отдельных социальных институтов; повседневная жизнь ребенка и подростка в разные исторические периоды.
2. Новые среды взросления: множественность форм существования семьи, «новое родительство», изменение задач и роли семьи в социализации ребенка; многообразие форм существования школы, вариативность взаимодействия семьи и школы, внешкольные формы образования, особенности современной социальной ситуации развития ребенка.
3. Дополняя детство: интернет, мобильные технологии и соцсети: социальные сети и гаджеты как инструменты опосредованного взаимодействия; влияние социальных сетей, мессенджеров, форумов на развитие образа себя и другого; интернет как альтернативная социальная среда.
4. Пространства детства: географическое пространство взросления; детские перемещения и социальный контекст; связь микрогеографических данных с индикаторами психологического взросления; повседневность ребенка и подростка в мегаполисе, городе, селе; родительские установки и степень свободы перемещения ребенка в разных возрастах и разных районах.
5. Обучение и развитие: классическое и неклассическое мышление в психологии развития; онтогенез и функциональный генез; проблема развёртывания опосредствования (освоение опор и поля действия); коллективные формы освоения; совместно-распределённое действие; пробное действие и его инициация.
6. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями развития: актуальные проблемы дефектологии с позиций неклассического и постнеклассического типа научного познания; процессы дифференциации и интеграции в специальном образовании; развитие инклюзивного образования в современной России: за и против; обучение и воспитание слепоглухих детей и лиц с тяжелыми множественными нарушениями в развитии; коррекция психического развития детей со сложным дефектом.
Формы работы симпозиума:
- Пленарное заседание
- Тематические секции
- Круглые столы
- Мастер-классы
- Постеры
Отобранные научным комитетом тезисы участников симпозиума будут опубликованы в сборнике материалов симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство».
Детали симпозиума Вы можете посмотреть на сайте
16 ноября 2016 года в рамках закрытия международного симпозиума "Л. С. Выготский и современное детство" были объявлены результаты конкурса студенческих эссе "Выготский и современность".
Мы получили огромное количество работ самого высокого уровня, а это значит, что финальное решение далось нам тяжело. Итак, спешим поздравить победителя, призеров и лауреатов конкурса:
1 место Евгений Крашенников-Хайт (PDF, 245 Кб)
2 место Алёна Минаева (PDF, 249 Кб)
3 место Любовь Михальчёва (PDF, 245 Кб)
Финалисты (лауреаты):
1. Вита Багира (PDF, 251 Кб)
2. Мария Бояршинова (WMV, 31.67 Мб) - за оригинальность исполнения
3. Никита Березин (PDF, 346 Кб)
4. Алексей Бирюков (RAR, 8.46 Мб) - за оригинальность исполнения
5. Елена Верхотурцева (PDF, 384 Кб)
6. Татьяна Климова (PDF, 345 Кб)
7. Александра Будникова (MP4, 4.45 Мб) - за оригинальность исполнения