• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История

Несмотря на то, что работам Л.С.Выготского уже около века, они не утратили своей актуальности. Культурно-историческая концепция привлекает все большее внимание ученых-психологов по всему миру. Без сомнений можно говорить о существовании не только этого подхода, но и целой научной школы в психологии. Сегодня идеи Л.С. Выготского живут и развиваются в работах уже второго и третьего поколения его учеников и последователей. Культурно-исторический подход не только не утратил своей жизненной силы, но все время подпитывается свежими идеями и находками, находит свое выражение в новых практиках, направлениях и областях в современной психологии.

Важным свойством любой теории является возможность ее применения и развития. Так многие замечательные психологические теории канули в лету, так и не найдя своего продолжения и применения. Культурно-исторический подход оказался крайне плодотворным в плане развития. И сейчас, спустя 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского, осталось много острых вопросов нуждающихся в обсуждении.

Д.Б. Эльконин назвал культурно-исторический подход Л.С. Выготского «неклассическим». Прежде всего ученый имел в виду принципиально иную методологию научного исследования, которую предложил Л.С. Выготский. Можно сказать что традиционная естественно научная парадигма изучения человека завела психологию в тупик. Культурно-историческая теория строится совсем на других методологических принципах, необходимых для исследования психической реальности. Но как удержать высокую методологическую планку, которую задал Л.В. Выготский? Как расширить и распространить метод Выготского на актуальные психологические проблемы современной жизни человека и общества?

Одной из важнейших работ в наследии Л.С. Выготского является «Психология искусства». Уже в этой ранней своей работе ученый показывает иной путь к изучению психики человека, отличный от биологизаторства, низводящего человека до представителя животного мира, от социологизаторства, катастрофически сужающего понимание сущность человека и от других ошибочных решений, типа теории конвергенции двух факторов. Подлинно гуманистический подход к изучению человека в работах Л.С. Выготского  нашел свое воплощение в сформулированных им идеях и принципах, таких как принцип историзма, принцип единства аффекта интеллекта идея системного и смыслового строения сознания, идея опосредствования, учение о высших психических функциях. Крайне актуальным остаются и проблемы, поставленные Л.С. Выготским, например взаимосвязи обучения и развития, общения и обобщения, смысла и значения, сознания и бессознательного, натурального и культурного в психике человека и многие другие.

В методологическом исследовании «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С.Выготский анализирует кризис в психологической науки с точки зрения и под прицелом построения новой целостной психологии. Прошло уже более 100 лет с начала периода открытонго кризиса в психологии, но нельзя сказать что этот кризис преодолен. Насколько сейчас актуален анализ Л.С.Выготского применительно к современному состоянию психологии? Как должна выглядеть психология будущего?

Отдельной проблемой, заслуживающей особого внимания, является понимание текстов Л.С. Выготского. Эти тексты непосредственно связаны с особенностями культуры того времени, когда они создавались. Л.С. Выготского очень трудно, а может быть и невозможно понять, не ориентируясь в той культурной и научной среде, которая его окружала. Как показано некоторыми исследователями, многие понятия, используемые Л.С. Выготским, имели иной смысл, по сравнению с их современным содержанием.

Большие трудности возникают при переводе работ Л.С. Выготского на другие языки мира. Особенности того или иного языка не всегда позволяют в полной мере передавать смысл, который Л.С. Выготский вкладывал в свои понятия. Это привело к тому, что многие иностранные ученые, особенно владеющие русским языком, стали в своих текстах использовать термины Л.С. Выготского без перевода, например, «общение», «обучение», «Пра-мы» и т.п. Понимание и уяснение наследия Л.С. Выготского мировым научным сообществом требует тесного сотрудничества ученых разных стран.